Группа МТС

География присутствия МТС охватывает все 83 региона России, а также Украину, Туркмению, Армению, Узбекистан и Белоруссию. Общая численность населения лицензионной территории МТС составляет более 230 млн человек.

В Группу МТС входят ПрАО «МТС Украина» (Украина), ЗАО «К-Телеком» (Армения), ХО «МТС-Туркменистан» (Туркмения), Universal Mobile Systems (Узбекистан), а также СООО «Мобильные ТелеСистемы» (Белоруссия).

В 2014 году МТС остался лидером по количеству абонентов — по состоянию на 31 декабря 2014 года число абонентов Компании в странах присутствия составляло 103,9 млн человек, из которых 74,6 млн проживают в России.

1 декабря 2014 года приступил к работе совместный сотовый оператор в Узбекистане с участием МТС и партнеров в Узбекистане. Компания Universal Mobile Systems (UMS) в более чем 20 собственных офисах и 230 дилерских салонах по всей стране начала подключение абонентов к услугам мобильной связи 2G/3G. Сеть UMS обладает значительными ресурсами и пропускной способностью с уверенным сигналом на более чем 90% населенной территории Узбекистана. Ранее, 31 июля 2014 года, МТС и Республика Узбекистан подписали Мировое соглашение об урегулировании всех взаимных претензий, в соответствии с которым МТС получила долю в размере 50,01% в уставном капитале UMS, 49,99% компании принадлежит Государственному унитарному предприятию «Центр радиосвязи, радиовещания и телевидения» при Государственном комитете связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Узбекистана.

На Украине в 2014 году МТС продолжила инвестировать в развитие инфраструктуры: в феврале 2015 года Компания получила лицензию УСМС, которая позволит МТС запустить 3G-услуги в Украине и предоставить жителям страны доступ к высокоскоростному мобильному Интернету.

Доля МТС по количеству абонентов на телекоммуникационном рынке России в 2014 году

По состоянию на конец 2014 года количество абонентов дочерних и зависимых компаний ОАО «МТС» в странах СНГ составило: Украина — 20,2 млн, Туркмения — 1,7 млн, Армения — 2,1 млн, Белоруссия — 5,3 млн, Узбекистан — 0,2 млн.

МТС предоставляет услуги беспроводной связи в стандартах GSM, UMTS (3G), CDMA-1x и LTE, а также фиксированные услуги связи, кабельного телевидения и доступа в Интернет. Компания обладает развитой инфраструктурой, что позволяет нам оказывать клиентам качественные услуги связи во всех регионах России и странах присутствия Группы. Широкая зона покрытия собственной сети и набор роуминговых соглашений позволяют абонентам МТС оставаться на связи практически во всех странах мира.

В 2014 году МТС продолжила развивать свой ключевой актив — инфраструктуру. В течение 2014 года МТС построила 17 тыс. базовых станций 2G, 3G и LTE. Компания сохранила лидерские позиции по темпам развертывания сетей LTE — по состоянию на конец 2014 года связью 4G могли пользоваться клиенты МТС в 76 регионах России.

В рамках реализации проекта GPON МТС подключила в Москве более двух миллионов квартир к волоконно-оптической линии, что позволяет пользоваться фиксированным Интернетом на скорости до 1 Гбит/с. Кроме того, МТС предлагает фиксированные FTTB/FTTH решения в более чем 180 российских городах.

Проникновение мобильных устройств, подключенных к Интернету, таких как смартфоны и планшеты, продолжилось в отчетном периоде. Для увеличения проникновения абонентских устройств для доступа в Интернет Компания развивала брендированную линейку доступных смартфонов, которые продавала преимущественно через свою розничную сеть.

Не остались без внимания и такие направления бизнеса, как оказание банковских услуг, развитие телематических сервисов и облачных вычислений. Все это в сумме с активным развитием конвергентных решений на базе сетей фиксированной связи, таких как видеонаблюдение, входит в число приоритетных направлений развития Компании.

Вот уже два десятилетия мы остаемся лидером телекоммуникационного рынка, идем на шаг впереди конкурентов, предоставляя своим абонентам самые лучшие услуги в сфере телекоммуникаций и за ее пределами, всегда и везде.

Стратегия

В 2014 году действовавшая ранее в МТС стратегия «3И» — «Интеграция, Интернет, Инновации» уступила место новой стратегической парадигме «3Д» — «Данные, Дифференциация, Дивиденды». Необходимость новой стратегической формулировки объясняется фактически завершившимся процессом интеграции в управленческую структуру МТС таких бизнес-направлений, как мобильная розница и фиксированная связь, а также установлением прочных и эффективных механизмов управления в подразделениях, отвечающих за операции в финансовом секторе в партнерстве с ПАО «МТС-Банк». Успешное завершение этапа интеграции позволяет нам сосредоточиться на получении стоимости во всех сферах деятельности, эффективно диверсифицировать портфель услуг, реагировать на риски и вызовы внешней среды, а также получать дополнительные преимущества за счет использования синергетического эффекта.

Вместе с тем мы сохраняем преемственность с действовавшей ранее стратегией. В частности, стратегическое направление «Интернет» получило более широкую формулировку «Данные», отражающую наше видение будущего рынка телекоммуникационных услуг. Мы убеждены, что именно услуги, связанные с передачей данных, в дальнейшем будут формировать наиболее существенную часть клиентского спрос, в них заложен основной объем роста телекоммуникационного сектора, и в этом направлении нашей целью традиционно является лидерство.

Успешно проведенная интеграция бизнес-направлений и фокус на инновационном подходе к предоставляемым Компанией услугам позволяют нам выделить новую ценность — «Дифференциация». Ее суть сводится к тому, что мы более широко смотрим на области нашей деятельности, выходя за рамки телекоммуникационного оператора в классическом его понимании и включая в сферу своей активности не только полный спектр услуг связи, но и смежные направления, такие как финансовые услуги, M2M, геолокационные и облачные сервисы. Мы стремимся создать дифференцирующие факторы, которые позволят нам существенным образом отличаться от конкурентов, транслировать особую ценность, предоставлять нашим клиентам уникальный клиентский опыт, создавать продукты и услуги, которые не только стимулировали бы людей выбирать именно МТС, но и существенно повышали бы степень лояльности наших клиентов. «Дифференциация» связана не только с нашим намерением генерировать стоимость на перспективных рынках, но и со стремлением диверсифицировать портфель услуг и таким образом бороться с отраслевыми рисками и укреплять конкурентную позицию МТС.

Отдельное направление стратегии, которое звучит как «Дивиденды» отражает особое внимание, которое мы будем уделять созданию доходности для акционеров. Несмотря на макроэкономические вызовы в 2014 году, Компанией принято решение о рекордных дивидендных выплатах в общем объеме 51,2 млрд руб. Важнейшей частью процесса создания акционерной стоимости является постоянное и последовательное повышение эффективности ведения бизнеса, основанное на использовании оптимальных технологических и организационных решений, контроле расходов, продуманной инвестиционной политике и совершенствовании бизнес-процессов.

МТС позиционирует себя в первую очередь как телекоммуникационную компанию, универсального оператора связи, предоставляющего полный перечень услуг высокого качества, безусловного лидера мобильного сегмента. Телекоммуникации — это наша ключевая компетенция, ядро бизнеса. Вместе с тем накопленный нами интеллектуальный, организационный и управленческий потенциал мы будем использовать в качестве базы для поиска точек роста на смежных рынках, что позволит нам создать еще больше ценности для наших клиентов и акционеров, а в более широком смысле — обогатить жизнь людей, предоставить им новые возможности для бизнеса и самореализации. Воплощение стратегии «3Д» позволит МТС сохранить и усилить рыночную позицию, обеспечит финансовую устойчивость и операционную эффективность, гарантирует развитие и рост в наиболее динамичных сегментах, позволит предложить нашим абонентам наилучший клиентский опыт, а также выполнить обязательства перед акционерами.

Структура Компании

В МТС действует матричная система управления, при которой стратегические и операционные функции разделены между корпоративным центром, бизнес-единицами, макрорегионами и филиалами. Корпоративный центр определяет общую стратегию Компании, единые стандарты, регламенты и процедуры управления; бизнес-единицы отвечают за выполнение плановых показателей; макрорегионы осуществляют оперативное управление деятельностью региональных филиалов. Сегодня действуют 8 макрорегионов МТС, каждый из которых объединяет региональные филиалы в нескольких субъектах РФ.

Структура акционеров ОАО «МТС»

МТС является одной из компаний — «голубых фишек» российского рынка акций. Крупнейшим акционером Компании является АФК «Система», которая владеет 51,46% акций сотового оператора (на 31 декабря 2014 года), 10,94% акций находятся в свободном обращении. С июня 2000 года акции МТС котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже и торгуются на Лондонской, Франкфуртской, Берлинской и Мюнхенской фондовых биржах. С 3 октября 2003 года акции МТС включены в перечень внесписочных ценных бумаг Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). В декабре 2003 года акции МТС получили Б-листинг на ММВБ, с октября 2003 года акции МТС переведены в котировальный список «А1».

Акционеры ОАО «МТС» на 31 декабря 2014 года

1 Выкуплены у акционеров ОАО «МТС» в августе 2014 года, в рамках процедуры обязательного выкупа, в связи с реорганизацией ОАО «МТС» в форме присоединения 11 дочерних обществ.

2 ОАО МГТС является дочерним обществом ОАО «МТС».

3 MOBILE TELESYSTEMS BERMUDA Ltd (дочернее общество ОАО «МТС») является владельцем АДР на акции ОАО «МТС».

4 Доля владения ОАО АФК «Система» включает доли владения его следующих дочерних обществ: ООО «Система Телеком Активы» (10,67% акций ОАО «МТС») и Sistema Finance S.A. (10,00% акций ОАО «МТС»).

5 Включает в себя 10,46% акций ОАО «МТС» и АДР на 34,33% акции ОАО «МТС».

Наш бренд

В 2014 году МТС в седьмой раз вошла в рейтинг 100 лидирующих мировых брендов BRANDZ™, формируемый ведущим международным исследовательским агентством Millward Brown Optimor. Компания стала единственным российским телекоммуникационным брендом, вошедшим в рейтинг. В общем рейтинге топ-100 лидирующих мировых брендов МТС за год поднялась на два пункта и заняла 80-е место. В текущем году стоимость бренда МТС выросла на 14,5%, до 12,175 млрд долл.

Рост стоимости бренда